Философия и методология

Представленная в работах А.В. Курпатова «Новая методология» представляет собой методику построения знаний об «открытых системах» и использовалась автором для создания оригинальной модели психотерапии

Под методологией он понимает анализ способов, которыми человек конструирует знания об окружающей его действительности, и здесь, согласно автору, принципиальным является вопрос о том, что лежит ли в основе той или иной теории (или мировоззренческой модели) – непосредственно само явление, или же некие представления человека (исследователя) об этом явлении. Поэтому так важно различение результатов психологического опыта (наших представлений, суждений и т. д.) и психологического опыта как такового – как непосредственного отношения между человеком и познаваемым им миром.


Психософия – это новая методология, которая основана не на результатах работы психического аппарата человека, но на самом феномене этой работы, полагая в основу сущность самого психологического опыта. 

При этом, когда речь идёт о психологическом опыте нужно думать не о переживаниях человека, а о том, что весь мир, явленный ему, есть этот его, человека, психологический опыт. Ничем, кроме психологического опыта, мы не располагаем и располагать не можем.

Если в основе той или иной теории (мировоззренческой модели) лежит само явление, то существует возможность открыто-системного подхода при его описании (изучении, анализе), если же в ее основе лежит некий конечный набор представлений человека (ученого, исследователя) об этом явлении (определенный круг закономерностей), то реализуется традиционный закрыто-системный подход. Традиционная методология по определению закрыто-системна, поскольку всегда исходит из определенных представлений (закономерностей), по сути, привнесенных в систему и организующих ее, что неизбежно ограничивает объем реальности, который может быть данной системой учтен.

 «Новая методология», представленная в работах А.В. Курпатова, предлагает способ преодоления данных ограничений, и является методикой построения знаний об «открытых системах» (при этом, все естественные, неатропогенные системы в окружающем нас мире, включая «человека», по определению «открыты»), что отличает ее от феноменологии Э.Гуссерля. Метод открыто-системного подхода заключается в использовании так называемых «несодержательных принципов», которые, благодаря своей несодержательности, универсальны для описания любой естественной системы, что сближает автора со структурализмом. В книге «Философия психологии. Новая методология» подробно описаны и разъяснены соответствующие «несодержательные принципы»: «принцип центра», «принцип отношения», «принцип третьего», «принцип процесса», «принцип способа существования» и т. д.

Теория возможности, принципы новой методологии, описывающие механизм этого перехода от потенции к существованию – есть инструменты работы с психологическим опытом, вездесущность и значимость которого психософия считает неоспоримым фактом. 

Принцип не сила, не энергия, не даже закон в привычном понимании – это механизм, реализующий возможность, это способ существования возможности.

Созданная А.В. Курпатовым совместно с профессором А.Н. Алехиным «новая методология» позволила авторам разработать и описать оригинальную «теорию личности», а также теории ее формирования и развития. В данной модели личность рассматривается как результат трех типов отношений человека с другими людьми – индивидуальных отношений (внутренний контур личности), я-отождествленных отношений (средний контур личности), я-неотождествленных отношений (внешний контур личности). Аналогичный трехуровневый подход использован авторами при описании гносеологических и онтологических аспектов «открытой системы человек».

Впоследствии А.В. Курпатов использовал «новую методологию» для создания оригинальной модели психотерапии, получившей название «системная поведенческая психотерапия». Отрыто-системный подход позволил авторам сформировать такой понятийно-концептуальный базис, который на единой платформе непротиворечиво соединил в себе все значимые открытия, сделанные в рамках традиционно конфликтующих друг с другом психотерапевтических систем (динамической психотерапии, поведенческой психотерапии, когнитивной психотерапии и гуманистической психотерапии, а также социальной психологии). В результате, системная поведенческая психотерапия представляет собой максимально полную, универсальную и интегративную модель психотерапии, и представляет собой наглядный пример использования новой методологии.

Другим примером использования новой методологии, но в более широком понимании феномена человека, стала книга А.В. Курпатова «Дневник “Канатного плясуна”». В данном случае автором была взята за основу структура книги Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», в которой последовательно рассмотрены ключевые аспекты бытия человека. А.В. Курпатов воспроизводит структуру «Заратустры», но наполняет ее оригинальным содержанием, последовательно раскрывая такие, ключевые для философии Ф. Ницше понятия как «человек» и «сверхчеловек», а также «смерть», «страх», «любовь», «эгоизм», «познание», «вера» и др., создавая целостную модель философии человека – современную философскую антропологию. В аннотации к книге написано: 

Ф. Ницше вложил в уста Заратустры идею “вечного возвращения” и миф о “сверхчеловеке”. Концепции несовместимые, но трагично совпавшие в ХХ веке. “Дневник Канатного плясуна” – это alterego ницшеанского 

“Так говорил Заратустра” (второе название “Дневника” – “О чем умолчал Заратустра” свидетельствует об этом со всей очевидностью). Стать человеком и жить человеком – вот вектора, на которых разворачивается действие книги, их совпадение гарантирует возможность будущего, но только возможность. Поэтому текст “Дневника” не пророчество, не предостережение, это предложение выхода, и только. Структурно “Дневник” практически полностью идентичен своему “ego” – “Так говорил Заратустра”: те же части и главы, сохранены даже тематики, динамика сюжета и системы образов. Однако, содержание, равно как и суть текста кажутся совершенно другими, обратными, вывернутыми на изнанку. Это полемика без полемики, утверждение без опровержения, это не спор, а сообщение.


Наконец, в книге «Психософический трактат», которая так же структурно напоминает другое философское произведение – на сей раз это «Логико-философский трактат» Л. Витгенштейна, новая методология А.В. Курпатова дана в своей предельной форме. Здесь новая методология не просто описывается и разъясняется, как в «Философии психологии», а буквально реализуется через создание нового языка и на его основе – набора когнитивных универсалий, то есть, своего рода гносеологических формул, необходимых для построения любой открытой системы. В «Психософическом трактате» автор дает пример формирования нового языка – где вся совокупность понятий рождается по мере прочтения текста, через последовательное толкование используемых в тексте знаков друг через друга.

 Текст «Трактата» образован 922-я утверждениями, которые последовательно развивают семь его основных пунктов: «1. Мир является мне вещами», «2. Я имею дело с вещами», «3. Мир – не вещь», «4. Я – вещь», «5. Меня нет», «6. Я играем», «7. Игра продолжается лишь до тех пор, пока продолжают играть обе стороны». Данные утверждения, хотя они и кажутся, в первом приближении, абсолютно бессмысленными, являются квинтэссенцией философской антропологии (что, впрочем, становится понятно, только если понимать истинное значение каждого из этих слов – «мир», «является», «мне», «вещами», «я», «нет» и т. д., а значения эти следуют исключительно из самого текста «Трактата»). Создание «искусственного» языка, таким образом, не является самоцелью данной работы, а лишь средством к достижению ее цели.  

 «Новая методология», в том или ином виде, является основой всех философских работ, которые созданы А.В. Курпатовым, включая его последнюю на данный момент опубликованную книгу «Способы думать[62]», где описываются механизмы разнообразия восприятий реальности, продиктованные особенностью исходного дискурса.

Записаться на прием

appointment@kurpatov-clinic.ru +7 (812) 405 74 17
Форма заявки