Теория личности

Процесс развития личности – это сложный и многогранный процесс трансформации личностной структуры, включающий в себя процесс самопознания

Личность, согласно исследованиям А.В. Курпатова, представляет собой трехуровневую структуру – это внутренний, средний и внешний контуры. 

Внутренний контур личности – это сама сущность человека, его подлинная индивидуальность, которая, проявляя себя в мире, вынуждена играть ту или иную социальную роль. При этом, сами социальные роли, которые «играет» человек, могут быть или я-отождествленными (роль «женщины», «сына», «матери», «друга», «коллеги», «начальника», «военнослужащего», «русского» и т. д.), когда человек не осознает, что он, на самом деле, играет какую-то социальную роль, или я-неотождествленными, когда человек понимает, что он вынужден под воздействием актуальной ситуации, хотя и не всегда вполне намеренно, играть какую-то социальную роль, притворяться, «делать вид» и т. д. 

Средний контур личности образован я-отождествленными ролями, а внешний – я-неотождествленными. В процессе коммуникации личности могут вступать в одноуровневые (когда оба человека, вовлеченные в коммуникацию находятся в одном типе ролей, например, я-отождествленных) и разноуровневые отношения (когда один из коммуникантов, например, находится в я-отождествленной роли, а другой – в я-неотождествленной). Особый тип межличностных отношений – это одноуровневые отношения внутренних контуров взаимодействующих личностей, такие отношения называются индивидуальными, и, по существу, являются самыми важными и психологически ценными.

Процесс формирования личности – отдельный, сложный четырехфазный процесс, совпадающий с периодом взросления ребенка. Автором выделены и описаны все четыре этапа процесса формирования личности: 

·        первичная открытая модель – доязыковый период формирования личности;

·        первичная закрытая модель – дошкольный период и младший школьный период (когда отчетливо оформляется средний контур личности);

·        вторичная закрытая модель – средняя и старшая школа (когда формируются и отрабатываются я-неотождествленные роли, составляющие внешний контур личности);

·        и, наконец, вторичная открытая модель, совпадающая с этапом наступления взрослости.


Процесс развития личности – это процесс трансформации личностной структуры, который может происходить, а может и не происходить, в зависимости от силы, так называемой, самоактуализирующей тенденции личности. Автор разделяет процессы самореализации личности – когда личность реализует имеющийся у нее потенциал к социальной адаптации, но не претерпевает структурной перестройки, и процесс самоактуализации личности – процесс ее фактического «развития». Личность, вступившая на путь развития личности, претерпевает несколько кризисных периодов, описанных в работах А.В. Курпатова, и, при положительном исходе этих кризисов, может достичь состояния, которое в разных религиозных доктринах характеризуется как святость, состояние бодхисаттвы, состояние духовного учителя и др.. Процесс развития личности также имеет четыре фазы: первично-открытая модель, которая совпадает по существу, со вторично-открытой моделью процесса формирования личности, первично-закрытая модель – наиболее серьезный кризисный этап развития личности, связанный с фактическим разрушением среднего контура личности (утрата способности исполнять я-отождествленные роли), вторично-закрытая модель – состояние, при котором личность естественно и свободно способна выходить с другими людьми в так называемые «индивидуальные», иначе говоря – сущностные отношения. Высшая точка процесса развития личности – вторично-открытая модель процесса развития личности.

Процесс развития личности – это процесс трансформации личностной структуры, который может происходить, а может и не происходить, в зависимости от силы, так называемой, самоактуализирующей тенденции личности.

В монографии «Индивидуальные отношения. Теория и практика эмпатии» А.В. Курпатов дает подробное описание процесса развития личности и соответствующих кризисов. Поскольку состояние кризиса, вызванного очередным этапом развития личности, нельзя считать психическим расстройством (хотя формальные признаки могут иметь место), А.В. Курпатов показывает, что психотерапевтические методы лечения не будут эффективными и не приведут к желаемому результату. Пациент (клиент) с кризисом развития личности, оказавшийся, в связи с имеющимися у него психологическими проблемами, на приеме у психотерапевта, нуждается не в психотерапевтическом лечении, а в специализированной помощи – «психотерапевтическом сопровождении процесса развития личности». Значительная часть данной монографии посвящена как раз феноменологии психотерапевтического сопровождения процесса развития личности и описанию соответствующих методов работы психолога-психотерапевта.

Записаться на прием

appointment@kurpatov-clinic.ru +7 (812) 405 74 17
Форма заявки