Верхний баннер

Инстинкты и рефлексы - причины когнитивных искажений

Мы надеемся, что вы разобрались в социокультурных причинах когнитивных искажений, и теперь, прежде чем принимать новые решения, будете задаваться вопросом, являются ли они вашими или их откуда-то «надуло» 


Для тех, кто не понимает, о каких таких когнитивных искажениях идет речь, советуем пересмотреть видео Андрея Курпатова, ну а мы переходим к следующей причине — инстинктам и рефлексам.


Все мы люди, а значит являемся продуктом не только культуры, но и эволюции. «Эволюционные настройки» достались нам от наших предков и спрятаны где-то в мозге, так, что ни мы, ни сознание не можем найти к ним доступа. По этой причине очень трудно осознавать реальные причины многих наших действий и принятых решений.


Давайте поближе познакомимся с некоторыми когнитивными искажениями


Чтение мыслей


Зачем рассказывать начальнику о трудностях, он подумает, что я не справляюсь с работой.

— Она ничего не ответила на мое сообщение... Наверное, обиделась.


Порой мы пытаемся предугадать, что подумает или сделает тот или иной человек. Нам кажется, что мы знаем, как он думает. В итоге отдаляемся от правды и настолько заигрываемся, что начинаем верить в свою придуманную «истину».


Ретроспективное искажение


— Я так и знала, что будет ссора. Подруга ещё утром была очень странной.

— Мне сразу не понравились новые коллеги, как чувствовал, что потом начнутся интриги.


Здесь нужно быть осторожнее. Сталкиваясь с негативными последствиями, мы склонны думать, что «всё так и знали и понимали», «говорили же». Таким образом мы пытаемся переложить с себя ответственность и почувствовать себя правыми, даже если в прошлом мы об этом и не задумывались.


Эффект якоря 


Это когнитивное искажение связывает наши решения с недавно полученной информацией. Например, в одном из экспериментов студентов просили записать три последних цифры своего номера телефона, а потом задавали вопрос: «Когда готы захватили Рим?».


В результате, те, у кого число было меньше (например, 341) называли более раннюю дату, а те, у кого больше (например, 983) — более позднюю. На всех студентов влияла недавно полученная информация — «якорь» в виде записанного числа.


А теперь давайте проведем небольшой эксперимент 


Эффект якоря касается в том числе и зрения — это доказывает прикреплённое к посту видео.




При просмотре сконцентрируйте свой взгляд на крестике в центре, и вы заметите, как лица со временем начнут искажаться и даже принимать причудливые формы. Связано это с тем, что мозг всё еще помнит предыдущие лица и в результате «накладывает» изображения друг на друга.


Эффект якоря (его ещё называют эффектом привязки) часто используют в рекламе и маркетинге.


Предлагаем вам вспомнить примеры из жизни, как покупатели попадаются в ловушки продавцов из-за данного эффекта?   https://t.me/myshlenie_kurpatov

29
51
Чтобы оставить комментарий нужно авторизоваться

Статьи по теме