Верхний баннер

Нужно понять главное: мыслит в нас не сознание, а сам наш мозг

Ответы на вопросы пользователей TheQuestion


Друзья, президент Высшей школы методологии Андрей Курпатов ответил на лучшие вопросы пользователей TheQuestion! Как понять, что для нас «важно», определить свой «интеллектуальный прогресс» — читайте ответы Андрея Курпатова.


thequestion.jpg


Как понять, какое дело для нас действительно важно? Ведь «важность», как и интерес, вещь непостоянная?

Понять, что тебе «важно», очень просто. Если вашему мозгу что-то по-настоящему важно, то нужно лишь приглядеться к собственному поведению: чем вы спонтанно интересуетесь, чему вы уделяете больше всего времени (если вас к этому не принуждают обстоятельства), что вас, так сказать, «заводит»? Если «важное» в вашей жизни есть, то вы точно его таким образом обнаружите. Но возможно, что «важного» у вас пока нет. В вашем мозге, как говорят нейрофизиологи, ещё не сформировалась соответствующая «доминанта». Как её сформировать? Через других людей.

Общайтесь с другими людьми, которые увлечены тем или иным делом. В Санкт-Петербурге я основал интеллектуальный кластер «Игры разума», где мы создаём проекты, направленные на развитие, творчество, науку. И мы постоянно видим, как к нам приходят молодые люди, которые не знают, чем бы они хотели заниматься в жизни. 
Но, оказавшись в компании увлечённых и заинтересованных коллег, они начинают ощущать своё «важно», словно всегда именно об этом и мечтали.


Современный театр движется в сторону визуализации, к непосредственному контакту со зрителем. Как это объясняется с точки зрения психологии?

Мы приматы, и физиологически нуждаемся в телесном контакте друг с другом. Но главное существо, которое мы теперь постоянно тискаем — это не наши любимые, родные или друзья, а телефон. Между людьми встала Сеть. Нам не хватает настоящего человеческого участия. Поэтому современное искусство становится всё более «тактильным»: перфомансы, интерактивные выставки, театральные постановки с вовлечением зрителя. Кроме того, мозг современного человека избалован визуальными спецэффектами — 3D, VR, дополненная реальность. И чтобы вызвать у зрителя эмоцию, театр ищет способы к нему «прикоснуться».


Согласны ли вы, что сегодня искусству необходимо создавать более универсальный язык, чем национальные?

Проблема не в национальном языке. Тренды и культурные технологии распространяются в современном мире мгновенно. Музыканты, артисты и режиссёры стали транснациональными, как корпорации. Больше нет нужды в Дягилевских «Русских сезонах», чтобы с кем-то «делиться опытом». Проблема в другом: меняется мозг потребителей творческого контента.

Мы переживаем информационную интоксикацию, у нас ожирение от впечатлений. А трудно обрадовать человека сладким, если у него на завтрак, обед и ужин один чистый сахар. Поэтому главная задача современного театра — пробиться к зрителю, эмоционально до него достучаться, вызвать в нём живой и настоящий отклик. Ведь театр без античного «катарсиса» — это уже не театр, а буффонада.


Если человек создан был эволюцией для борьбы, то с чем сейчас стоит бороться обществу нашей страны?

Не только обществу нашей страны, но и всему человечеству нужно бороться с глупостью. Проблема, правда, в том, что глупости нельзя испугаться. По крайней мере, с той же силой, с какой пугает несущийся на вас грузовик. А она ведь пострашнее грузовика... Впрочем, и осознать собственную глупость — ещё та задачка! В результате, мы все и ходим довольные, что умны и прекрасны, только вот жизнь при этом нас почему-то не радует. И это, согласитесь, противоречие. 
Если человечество сможет это противоречие осознать, то у нас ещё есть шанс. Если же нет, то мы гордо пойдём путём динозавров и неандертальцев — на свалку истории.


Как вы связаны с Академией смысла и что это такое?

«Академия смысла» — это проект, который мы реализуем в рамках Высшей школы методологии. Современные научные данные о мозге позволили понять, каким образом думает и принимает решения наш мозг. Но «понять что-то» и «научиться чему-то» — это не одно и тоже. И поэтому мы разработали систему интеллектуального образования нового формата. «Академия смысла» учит тому, как использовать интеллектуальные ресурсы мозга, чтобы создавать подробные карты реальности и принимать эффективные решения. Обучение проходит в три этапа, каждый из которых состоит из 16-ти занятий. На каждом занятии группа из шести человек под руководством ментора осваивает определённые интеллектуальные навыки, тренируется, выполняет упражнения. В результате выпускник Академии способен с максимальной эффективностью использовать свой интеллектуальный ресурс. Моя роль методологическая: создание технологии, обучение менторов, подготовка всех необходимых заданий и материалов к занятиям.


Какими критериями руководствоваться при оценке собственного мышления, а именно правильности принятия решения?

Нужно понять главное: мыслит в нас не сознание, а сам наш мозг. Сознание — это просто луч внимания, который высвечивает лишь отдельные активные участки мозга. Но реальная активность мозга значительно выше: он постоянно что-то там у себя внутри крутит, продумывает, принимает решения. Если вы хотите использовать свой интеллектуальный ресурс на полную мощность, вы должны взять под контроль этот свой реальный мыслительный процесс. Тогда вы сможете направлять его на решение важных для вас задач.



Об отношениях сознания и мозга, поскольку их очень сложно осознать, я написал книгу «Красная таблетка». Но одной книги, к сожалению, недостаточно — нужна практика, причём в рамках групповой работы. Именно с этой целью мы и создали «Академию смысла» — систему интеллектуального образования нового формата, основанную на самых современных данных нейрофизиологии.


Как научить себя дожидаться второго куска зефира?

«Зефировый тест» — это изобретение выдающегося психолога Уолтера Мишела. Суть теста состоит в том, что ребёнок, который способен в течение длительного времени контролировать своё желание съесть зефир (или другую сладость), зная, что ему за это дадут вторую порцию, окажется более успешным в жизни. Мишел считает, что справиться с искушением можно одним единственным образом: тренировать, как он его называет, «холодный мозг». С точки зрения нейрофизиологии речь идёт о развитии лобных долей мозга, которые отвечают за формирование образа будущего. Иными словами, чем лучше вы умеете просчитывать последствия своих действий, тем вам проще контролировать свои влечения. 
Так что тренируйтесь думать наперёд и работать на будущее. Тогда, возможно, вы узнаете, что такое настоящий успех.


Есть «финансовая грамотность», которая даёт вполне дельные инструкции. Какие ваши книги нужно прочитать, чтобы приблизиться к «мыслительной грамотности»?

 Если говорить о «специальной литературе», то это четыре монографии: «Методология мышления», «Что такое мышление?», «Пространство мышления» и «Что такое реальность?». Но если вы не обладаете специальными знаниями по нейрофизиологии, когнитивистике и философии сознания, то, возможно, вам эти книги не подойдут. Понимая это, я попытался объяснить основные принципы мышления в серии книг «Академия смысла». Первые две книги этой серии называются «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!» и «Чертоги разума. Убей в себе идиота!». Сейчас я работаю над третьей, заключительной книгой серии — «Троица. Будь больше самого себя!».


Впрочем, одних только книг для интеллектуального образования, к сожалению, недостаточно — нужна практика. Практические занятия по развитию эффективного мышления проходят в рамках проекта, который так и называется: интеллектуальное образование нового формата «Академия смысла».


Подвергаете ли вы критике свои собственные убеждения? Кто или что помогает открывать новое?

Что такое «убеждения»? Если это наши представления о жизни, то, конечно, они меняются и должны меняться у всякого нормального человека. Плохо, если мозги превращаются в кость, а вы на чём-то застреваете раз и навсегда. Нам следует быть внимательными к жизни, познавать её, интересоваться. А если так, то все «убеждения» временны и не нужно переоценивать их значимость. Если же понимать под «убеждениями» наши базовые ценности, то определяются генетически и поменяться не могут. Например, все мы нуждаемся в понимании и поддержке со стороны других людей, а потому другие люди — это важно. И нам нужно всю жизнь учиться любить, помогать и понимать тех, кому мы небезразличны.


Как быть с грядущей массовой безработицей с приходом искусственного интеллекта? Как будет развиваться ситуация в России?

Массовая безработица — это вовсе не фантазии футурологов, и она совсем рядом. Например, в Китае ежегодно автоматизируется 20% производств. Совсем скоро люди будут экономике не нужны. Уже сейчас на биржах торгуются роботы, а такие сети как Макдональдс способны полностью избавиться от персонала. Совсем скоро исчезнут профессии бухгалтера, юриста, логиста, продавца и т. д. Не за горами и то время, когда даже врачей заменит знаменитый IBM Watson.



По всей видимости, на какое-то время останутся профессии, которые связаны с живым общением. Всё-таки мы, как ни крути, социальные животные, и нуждаемся в том, чтобы нас понимали, поддерживали, как-то развлекали и чему-то учили. По всей видимости, именно такие профессии исчезнут последними — перед тем, как мы окончательно погрузимся в технологическую сингулярность. А по заверениям Рэймонда Курцвейла, это случится уже в 2049 году. Реалистичный ли это план? Да. Будет ли он реализован? Вот тут вопрос... Возможно, на пути к сингулярности нас ждёт большая война, системный кризис, теологическая катастрофа или ещё что-нибудь в этом роде. 
Лично я боюсь, что люди совершенно отупеют ещё до того, как смогут создать всё это «благоденствие».


Как определить наличие своего интеллектуального прогресса?

Мышление — это самый ценный и самый ограниченный ресурс в современном мире. Поэтому определить собственный «интеллектуальный прогресс» просто: если количество и качество людей, которым вы нужны, постоянно увеличивается, то можете быть уверены, что вы интеллектуально развиваетесь. Если же вы как были никому не нужны, так и не нужны теперь, то имеет смысл задуматься о том, как бы улучшить механизмы своего мышления.


Если человек в своём коллективе не успешен в интригах, значит ли это, что он создает менее сложные интеллектуальные объекты?

Главный принцип работы мозга — создание интеллектуальных объектов. И зрительные образы, и мелодии, которые вы слышите, и ваши представления о других людях — всё это продукт работы мозга. Эти интеллектуальные объекты производятся в разных областях мозга. И разные зоны мозга у разных людей развиты по-разному. У вас может быть блестящий музыкальный или математический интеллект, а вот представления о других людях вы можете создавать ошибочные. В этом случае, интриги вам будут, возможно, и не по зубам. Но это не помешает вам написать гениальную оперу или доказать гипотезу Пуанкаре, как Григорий Перельман. Так что, всё тут не так однозначно.


По какому принципу создается психологический портрет личности? Как составить портрет собеседника во время разговора с ним?

Что же, тут действительно есть несколько хитростей. Во-первых, никогда не верьте своему первому впечатлению, оно всегда ошибочно. Во-вторых, не думайте, что у человека есть некая «личность», которая определяет его поведение. Социальные психологи давно доказали, что это не так. Наше поведение определяется набором обстоятельств — именно эти обстоятельства вам и следует выявлять. В-третьих, учитесь детализировать информацию и выявлять факты. Например, человек говорит вам, что он учился на инженера. Так узнайте у него, почему он выбрал эту профессию, где учился, работал ли по специальности, а если нет, то почему. Вы удивитесь тому, сколь многое можно узнать, расспрашивая человека о таких «незначительных», казалось бы, вещах. 



Чем больше фактов у вас на руках, тем точнее будут и ваши реакции, причём ваш мозг сам сообразит, как действовать, если вы эти факты ему предоставите.


Материалы по теме