3 вещи, о которых забывают родители
Дети и взрослые — разные. Вряд ли я открыл в Америку этим высказыванием, но не спешите делать выводы.
Родители зачастую не осознают, какая пропасть отделяет их от собственного ребёнка. И это не вопрос отношений, дело в развитии мозга. Оно происходит постепенно и заканчивает примерно к 25 годам. Некоторые к этому моменту уже сами становятся родителями.
Потому много усилий уходит в никуда, а часть из них даже могут детям навредить. Так, совершенно бесполезно уговаривать маленького ребёнка не капризничать. А ещё апеллировать к логике, объяснять и доказывать, что это неправильно. Но многие до сих пор пытаются.
Поэтому я хочу рассказать, исходя из своего практического опыта, какие вещи родители напрасно забывают при воспитании. И если вам нужен совет психолога, рекомендую присмотреться к собственному поведению и проверить, не допускаете ли вы типичные ошибки.
Вы можете считать, что ваш ребёнок уже достаточно взрослый: для ответственности, для принятия осознанных решений, для определённых тем. Мало того, дети сами искренне в этом убеждены. Конечно, это не так.
Оценивать опыт в принципе трудно. Человеку в этом всегда мешают когнитивные искажения. Так, мы практически не способны вспомнить, каково было жить без определённых знаний и навыков. И привыкшие на ежедневной основе читать, мыть голову или пользоваться столовыми приборами, мы с трудом понимаем, насколько сложно это даётся детям.
Уставшие родители, чтобы улучить хоть минуту спокойствия, оставляют ребёнка на попечение мобильного телефона, планшета или другого устройства. А найти в интернете детский мультик проще некуда. Но сиюминутное удобство имеет последствия, уходящие в будущее.
На мой взгляд, у детей до 3 лет вообще не должно быть доступа к устройствам подобного рода. Предлагаю обсудить, почему это настолько критично.
1. Устройства вызывают зависимость
Это грозит всем в той или иной мере. Но чем раньше ребёнок привыкает, тем больше вреда. Так не лучше ли отложить момент, когда без телефона уже никак?
2. Доступность информации
Если под рукой в любой момент практически все знания мира, нет стимула искать и размышлять. Почитайте об эффекте Google и цифровой амнезии. Не отрезайте детям возможность развивать мышление.
3. Вопрос потребляемого контента
Популярный контент для детей зачастую преподносит вещи просто и однобоко. Странно ожидать от человека, чей опыт сводится к плоским, чёрно-белым истинам, приспособленности к реальной жизни, которая полна вызовов, полутонов, сложных и объёмных вещей.
Мы готовим детей к будущему, о котором не знаем ничего. Профессии появляются и теряют актуальность, искусственный интеллект подбирается ближе к человеку. А мы всё так же продолжаем гнуть свою линию.
Родители не понимают, что их приоритеты теряют значимость в нынешних условиях. Высшее образование давно не гарант трудоустройства, иногда дружелюбие и беспрекословное послушание мешают строить отношения, а гиперопека препятствует социализации. Эти ценности ребёнку больше не помогают.
Статьи по теме