Памятка для родителей: как мотивировать ребёнка учиться
Жалобы на образовательную систему звучат отовсюду. Не буду отрицать, проблемы есть. Стандартизация и повсеместное стремление оптимизировать процесс с помощью тестов и унифицированных экзаменов приучают детей не понимать материал, а заучивать его.
А это не интересно. Естественно, ребёнок теряет настрой. Поэтому предлагаю обсудить, как помочь ему освоиться и добиться успехов в учёбе.
Применимость всех полученных в школе знаний сомнительна. Стоит окончить 11-й класс, и спустя считаные годы человек забывает существенную часть программы. Ответьте честно, насколько часто вы:
применяете логарифмы и теоремы геометрии;
вспоминаете строение растительной клетки;
обсуждаете цветовой символизм в поэзии Блока?
Абстрактное знание упало в цене, эрудиция — больше не самоцель. И это нормально, когда у каждого в кармане лежит ключ к знаниям любого толка.
В ряде западных школ уже научились бороться со скукой и апатией. Если ребёнок проявляет интерес к вопросам экологии, его вовлекают в смежные науки и показывают взаимосвязи между предметами. Вот что мотивирует погружаться в биологию, химию и другие предметы — конкретная польза, применение знаний.
Нехватка внимания и проблемы с концентрацией достаточно распространены. Главное – справиться с ними вовремя: статистика показывает, что 70% детей переносят эту проблему во взрослую жизнь.
Необходимо признать, это наша вина. Заменяя развивающие виды досуга — общение, игры, чтение — телефоном, родители мешают детям реализовать потенциал мозга, наработать нейронные связи.
Как дисциплинировать ребёнка:
Режим дня. График стабилизирует, приучает регулировать активность, включаться в работу и отдыхать в конкретное время.
Наличие правил. Конкретные алгоритмы, известные и понятные ребёнку, помогают поддерживать концентрацию.
Последовательность. Порядки можно менять, но чем чаще и резче это происходит, тем меньше от них пользы.
Воображение маленьких детей переоценивают, до определённого момента оно попросту плохо развито. Поэтому смотреть мультики куда проще, чем читать книги, ведь не нужно ничего представлять, образы подают в готовом виде.
На ранних этапах обучения лучше не полагаться на смысловое наполнение текста. Превратите учёбу в игру, наполненную социальным взаимодействием и эмоциями. Так ребёнку намного проще освоиться.
Человек обладает 3 видами базовых потребностей, и это можно использовать. Например, как взрослому, так и ребёнку, важно быть частью группы, занимать в ней своё место и чувствовать благосклонность окружающих.
Поэтому для укрепления мотивации важны 2 элемента:
Авторитетная фигура
Если у человека есть образец для подражания, он потянется к знаниям и захочет учиться. Пример мотивирует и вдохновляет.
Одобрение
Возможность зафиксировать результат, получить за него высокую оценку и, соответственно, положительное подкрепление на уровне эмоций, очень важно. Но это должно быть поощрением, не наказанием.
Наивно полагать, что ребёнок будет учиться сам по себе. У него ещё не до конца сформирован мозг: он плохо представляет будущее в силу своего развития, и не способен думать о долгоиграющих последствиях. Поэтому участие родителя играет существенную роль в формировании привычек. Возьмите на себя ответственность и помогите ребёнку найти мотивацию.
Статьи по теме